Статьи
15 мая 2024

Как две семьи сбежали из Восточной Германии на самодельном воздушном шаре

В 2:40 ночи 15 сентября 1979 года констебли Вальтер Хаманн и Рудольф Голкель из баварской государственной полиции патрулировали проселочные дороги за пределами западногерманского города Найла, примерно в 10 километрах от границы с Восточной Германией в Верхней Франконии, когда они заметили слабый мерцающий свет, медленно движущийся по звездному небу. Хаманн и Голькель не смогли понять, что это было, но, по их оценкам, свет был на высоте около 1500 метров. Спустя пару минут, они увидели, как свет опустился на землю, а затем погас. Констебли немедленно направили свою машину к месту, где, по их мнению, приземлился загадочный объект.

Достигнув места, Хаманн и Голкель обнаружили двух парней, стоящих на дороге. Полицейские остановили машину и вышли, а один из незнакомцев спросил: «Мы на Западе?». Люди в форме заверили их, что это действительно так. Двое незнакомцев завопили от радости и дали знак своим женам и детям выйти из укрытия. Они открыли бутылку шампанского и начали пить прямо там. Мужчины — Петер Стрелзик и Гюнтер Ветцель и их семьи — только что пересекли границу между Восточной и Западной Германией на самодельном воздушном шаре.

Любая попытка побега из Восточной Германии была рискованной, но то, как это сделали Стрелзик и Ветцель поражало. Гюнтер Ветцель позже сказал в интервью: «Хотя сейчас я рад, что мы приняли это решение, если бы у меня были те знания, которые есть сейчас, я бы не стал этого делать, потому что это было очень опасно, но тогда я этого не осознавал».


Семья Ветцелей

Граница между Восточной и Западной Германией была одной из наиболее укрепленных границ того времени. Вдоль неё располагались непрерывная линия высоких металлических заборов и стен, колючей проволоки, сигнализаций, рвов для защиты от транспортных средств, сторожевых вышек, мин-ловушек и минных полей. Её патрулировали тысячи военных, вооруженных автоматическим оружием. Несмотря на мощные укрепления, тысячи жителей восточной Германии пытались бежать на запад. Многие погибли, пытаясь это сделать.

Петер Стрелзик был электриком и бывшим механиком ВВС Восточной Германии, а Гюнтер Ветцель был каменщиком. Они оба знали друг друга четыре года, прежде чем начали обсуждать способы пересечения границы. Идея использования воздушных шаров возникла однажды вечером в марте 1978 года, когда невестка Ветцеля, покинувшая Восточную Германию в 1958 году, приехала в гости и привезла журнал со статьей о Международном фестивале воздушных шаров в Альбукерке, штат Нью-Мексико. «Это не может быть так уж сложно», — подумал Стрелзик, и он, и Ветцель пришли к выводу, что воздушный шар станет отличным способом покинуть Восточную Германию со своими женами и детьми.

Ни Стрелзик, ни Ветцель не имели ни малейшего представления о воздухоплавании, поэтому они направились прямо в единственный книжный магазин и библиотеку Пёснека (города, где они жили) и начали читать все, что могли найти по этому предмету. Глядя на фотографии воздушных шаров, они подсчитали, что для воплощения их плана им понадобится воздушный шар объемом 1800 кубических метров и около 900 квадратных метров ткани. Чтобы закупить такое большое количество материала, не вызвав подозрений, Стрелзик и Ветцель проехали 48 километров до города Гера, до универмага, и сказали изумленному продавцу, что материал им нужен для изготовления подкладок палаток для их кемпинг-клуба.

В течение следующих двух недель Ветцель практически не выходил из своей спальни наверху, где стояла старая швейная машинка его матери, в то время как Стрелзик работал внизу, изготавливая гондолу и систему горелок. Первая версия горелки состояла из двух 11-килограммовых баллонов с пропаном, подсоединенных шлангами к специально сконструированному соплу диаметром около 13 сантиметров. Для гондолы они взяли квадратную стальную пластину площадью 1,4 метра и приварили две диагональные железные стойки, чтобы укрепить ее. Затем они добавили угловые стойки, в которых просверлили отверстия и ​​протянули через них веревки, чтобы создать некое подобие перил.


Горелка


Гондола с четырьмя баллонами с пропаном

К апрелю 1978 года они были готовы испытать свой первый воздушный шар. Семьи проехали 30 километров от Пёснека до уединенной лесной поляны и начали накачивать в воздушный шар горячий воздух, но воздушный шар не надувался. Стрелзик и Ветцель поняли, что материал баллона слишком пористый. Поэтому они покрыли герметиком верхнюю часть баллона, что увеличило вес, но уменьшило утечку. Результат, однако, был тот же.

Разочарованные, Стрелзик и Ветцель сожгли воздушный шар в домашней печи, чтобы удалить все улики, и начали поиск новых материалов. Они подобрали покрытие для зонтов и различные сорта тафты и нейлона. Друзья построили собственную установку для проверки пористости различных материалов. Они определили, что покрытие для зонтов подходит лучше всего, но также является самым дорогим. В итоге они выбрали синтетическую тафту.

Чтобы получить необходимые 900 квадратных метров тафты, Стрелзик и Ветцель проехали 160 километров до универмага в Лейпциге и заявили продавцу, что представляют парусный клуб и им нужен материал для изготовления парусов.

«У них не было такого количества ткани, — объяснил Стрелзик, — и они сказали нам, что это займет день. Мы боялись, что о покупке могут сообщить властям, но когда на следующий день вернулись в магазин, там была наша тафта, все 800 погонных метров, шириной в метр, но увы в четырех разных ярких цветах. Мы взяли его, заплатили за него 4800 марок (720 долларов) и помчались обратно в Пёснек».

Тем временем Ветцель прикрепил к своей швейной машине электродвигатель, и через неделю у него был готов новый воздушный шар — на этот раз, немного большего размера — 2200 кубических метров. Однажды поздно вечером двое мужчин вернулись на небольшую поляну в лесу и начали надувать воздушный шар с помощью воздуходувки, которую Ветцель построил из мотоциклетного двигателя. На этот раз воздушный шар остался надутым. Мужчины ходили вокруг надутого воздушного шара в трепете, уверенные, что теперь у них точно получится бежать на Запад.

Но их эйфория оказалась недолгой. Горелки слишком быстро израсходовали газ, после чего шар быстро сдулся. Ветцель и Стрелзик перепробовали множество способов улучшить работу горелки. Они использовали четыре газовых баллона вместо одного, экспериментировали с бензином и смесями бензина и пропана. Но результаты все равно были неудовлетворительными.

Разочарованный результатом, Ветцель решил отказаться от проекта и вместо этого начал обдумывать идею создания небольшого легкого самолета с бензиновым двигателем или планера. Тем временем Стрелзик продолжал возиться с горелкой. В июне 1979 года он обнаружил, что если перевернуть баллоны с пропаном, дополнительное давление приведет к увеличению пламени. Он модифицировал гондолу, установив баллоны с пропаном вверх дном, и вернулся на испытательный полигон, где обнаружил, что новая конфигурация дает более мощное пламя. Стрелзик теперь был готов попытаться сбежать. Ему просто нужна была подходящая погода и ветер.

Стрелзик собрал жену и двоих сыновей-подростков, выехал на пустынную поляну, установил воздушный шар и взлетел около 1:30 ночи. По данным высотомера, они достигли высоты 2000 метров. Петер Стрелзик создал высотомер на основе барометра. Умеренный северный ветер мягко нес их к границе и свободе в сторону Западной Германии. Но затем воздушный шар вошел в облако. Водяной пар в облаке сконденсировался на воздушном шаре, пропитал материал и утяжелял его. Под дополнительным весом воды воздушный шар начал опускаться, и они приземлились не долетев примерно 180 метров до границы. Семья бежала пешком, оставив воздушный шар, где в то же утро его обнаружили власти Восточной Германии.

После этой попытки Гюнтер Ветцель вновь решил присоединиться к проекту. Стрелзик и Ветцель согласились, что их лучшим шансом будет быстро построить еще один воздушный шар и выбраться как можно скорее. Снова работая вместе, они сконструировали шар, который больше предыдущего. Его объемом составлял 4000 кубических метров, диаметр — 20 метров, а высота — 25 метров.

Чтобы создать новый шар друзьям понадобились 1250 квадратных метров ткани. Чтобы добыть так много материала, не вызывая подозрений, двое мужчин проехали более 3000 километров по всей Восточной Германии, покупая небольшие количества в разных местах. Затем Ветцель сшил третий воздушный шар, используя более 6 километров ниток. Через шесть недель воздушный шар был готов. Он весил 180 килограммов Гондола, горелки и две семьи добавили еще 550 килограммов.

15 сентября 1979 года, после сильного дождя, ветер дул в направлении границы с Западной Германией. Не теряя времени на испытания, Стрелзик и Ветцель вместе с семьями отправились в заранее выбранное место. Прибыв на место в 1:30 ночи, им потребовалось всего десять минут, чтобы надуть шар, и еще три минуты, чтобы воздух внутри достаточно нагрелся.

Первая проблема возникла как раз перед взлетом. Мужчины привязали гондолу, чтобы воздушный шар не улетел преждевременно. Когда они перерезали одну из верёвок, гондола накренилась в сторону, направляя пламя на ткань, которая загорелась. К счастью, у них был огнетушитель, и пожар удалось потушить. Затем, сразу после запуска, в верхней части воздушного шара появился разрыв, а пламя несколько раз гасло из-за порывов ветра, и Ветцелю пришлось несколько раз заново зажигать пламя спичками. Несмотря на дыру, воздушный шар быстро поднялся и всего за десять минут достиг высоты 2000 метров, дрейфуя в сторону Западной Германии со скоростью около 30 километров в час. Температура на такой высоте была минус 8 градусов по Цельсию. Женщины и дети сгрудились, дрожа, на полу гондолы. Единственной защитой от падения было ограждение из бельевой веревки.


Эта дыра появилась в воздушном шаре сразу после запуска

Спустя несколько минут, они увидели свет ярких прожекторов, направленных в их сторону. Судя по всему, их присутствие было обнаружено радаром, но воздушный шар находился слишком высоко, чтобы прожекторы могли осветить них. Испугавшись обнаружения, Ветцель увеличил приток газа в горелку, после чего воздушный шар поднялся на высоту 2500 метров.

Вскоре газ кончился, и шар начал опускаться. Через 28 минут после взлета гондола рухнула на землю с такой силой, что Ветцель сломал ногу. Они приземлились недалеко от города Найла. Получасовой полет на воздушном шаре позволил им преодолеть почти двадцать пять километров.


Снято вскоре после приземления: Питер и его жена Дорис Стрелзик (сзади) с сыновьями Франком (15 лет) и Андреасом (11 лет), а также Петра Ветцель (жена Гюнтера Ветцеля, спереди спиной к камере) и их сыновья Питер (4 года) и Андреас (2 года)

Власти города Найла предоставили семьям квартиры и помощь на первое время. Ветцель начал работать автомехаником, а Стрелзик открыл мастерскую по ремонту телевизоров в городе Бад-Киссинген. В 1985 году Петер Стрелзик с семьёй переехал в Швейцарию, но после воссоединения Германии они вернулись в свой родной город Пёснек. Ветцели остались в Баварии.

Как только о дерзком побеге стало известно, Восточная Германия немедленно усилила охрану границ, закрыла все небольшие аэропорты вблизи границы, а любым воздушным судам было запрещено подлетать к границе. Кроме того, все баллоны с пропаном поставили на учёт.

ДАТАКС
Настоящий True Crime
Что еще почитать